В современном обществе компьютер и пространство интернета становятся обыденными, почти бытовыми явлениями. В связи с этим возникает проблема интернет-зависимости у детей, подчас даже самого раннего, дошкольного возраста. Ведь ни для кого не секрет, что современные родители, для того чтобы иметь больше свободного времени, часто используют телевизор или компьютер в качестве средства занятости своего ребенка.
Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.
Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать интернет-зависимость особым заболеванием.
Как возникает эта зависимость? Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации, а человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость как желание постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит социализации, так как процесс общения в интернете носит специфический, по сути, односторонний характер. Дети дошкольного и раннего школьного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в сети может стать почти навязчивым состоянием. Собственно, приучают ребенка к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть и искать в виртуальной реальности.
Ко всему прочему, помимо проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и другая опасность- просмотр детьми в сети нежелательного содержимого, сцен насилия, «взрослого» контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения этой проблемы существуют - программы - родительские фильтры, которые контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные детские поисковики, индексирующие лишь проверенные сайты, браузеры, которые осуществляют доступ лишь к определенному сегменту Сети.
Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для совсем маленьких детей, уже школьники могут самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше постараться уже с возраста младшей школы развивать в ребенке ответственность за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.
Кроме того, у детей, долго сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно возникнут проблемы с осанкой и зрением.
Как не допустить развития интернет-зависимости?
Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей- норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было сказано выше, заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.
Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета - возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
Третье. Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.
Также зависимость от интернет-сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих проблемах. источник
Ещё несколько лет назад эта проблема не была актуальна для России, но сейчас, в связи с быстрыми темпами развития интернета в России, ситуация изменилась: все чаще и чаще специалисты, да и просто родители, отмечают у детей почти болезненную привязанность к нахождению в Сети.
Некоторые врачи, особенно в США, даже предлагают считать интернет-зависимость особым заболеванием.
Как возникает эта зависимость? Сеть-это почти неисчерпаемый источник информации, а человек по природе своей любопытен, поэтому правильнее понимать интернет-зависимость как желание постоянно получать новую информацию. В общем, в этом нет ничего плохого; проблема же заключается в том, что чрезмерное пребывание в сети выключает ребенка из нормальных социальных взаимодействий, вредит социализации, так как процесс общения в интернете носит специфический, по сути, односторонний характер. Дети дошкольного и раннего школьного возраста особенно любопытны, и поиск информации, просмотр мультфильмов и картинок в сети может стать почти навязчивым состоянием. Собственно, приучают ребенка к этому родители, если с самого начала знакомства с компьютерной средой не устанавливают четкие и всегда соблюдаемые правила: сколько и что можно смотреть и искать в виртуальной реальности.
Ко всему прочему, помимо проблемы бесконечного «поглощения» информации, существует и другая опасность- просмотр детьми в сети нежелательного содержимого, сцен насилия, «взрослого» контента. Порой такое происходит случайно, так как информация, размещаемая в сети, и ответственность за её размещение фактически никак не регулируется законодательством, поэтому даже на самом безобидном с виду сайте дети могут натолкнуться на рекламные баннеры и прочее «недетское» содержимое. Решения этой проблемы существуют - программы - родительские фильтры, которые контролируют время пребывания ребенка в сети, специальные детские поисковики, индексирующие лишь проверенные сайты, браузеры, которые осуществляют доступ лишь к определенному сегменту Сети.
Впрочем, здесь имеются свои подводные камни - такие программы годятся только для совсем маленьких детей, уже школьники могут самостоятельно обойти эти препятствия. Кроме того, они могут воспринимать это как выражение родительского недоверия. Поэтому лучше постараться уже с возраста младшей школы развивать в ребенке ответственность за свои действия, объясняя, что в интернете, как и в мире, полно опасностей и просто нежелательных вещей и что существует альтернатива.
Кроме того, у детей, долго сидящих в статичной позе, близко к монитору, естественно возникнут проблемы с осанкой и зрением.
Как не допустить развития интернет-зависимости?
Первое, и самое простое - по возможности ограничивать время пребывания ребенка в сети. Полностью оградить ребенка не получится, уже в детском саду он будет выглядеть белой вороной, если не будет иметь того, что имеют другие дети. Сами по себе интернет и поиск информации не вредны- напротив, в современном мире владение компьютером приравнивается к базовым навыкам, вроде умения писать и читать, поэтому то, что для людей старшего и среднего поколения в новинку, для нынешних детей- норма жизни. Важен не сам факт использования интернета, а то, сколько времени там проводит ребенок, т.е. во всем нужна мера. Надо с самого начала, как было сказано выше, заключить с ребенком своеобразный договор, и тогда, возможно, удастся избежать привыкания ребенка к нахождению в Сети.
Второе. Постараться с самого начала обратить внимание ребенка на позитивные стороны интернета - возможность получить быстрый ответ на интересующие вопросы, наглядность материалов, широкие возможности для саморазвития и обучения.
Третье. Не делать из мухи слона, то есть излишне не заострять внимание ребенка на его пристрастии, так как возможно это лишь временный интерес, а слишком агрессивная реакция родителей, напротив, только закрепит желание и дальше погружаться в виртуальное пространство, просто из чувства противоречия родителям.
Важно дать ребенку альтернативу времяпрепровождению в сети, занимать его чем-либо. В этом помогут различные кружки, спортивные секции, чтение книг. Но все это будет иметь смысл, если ребенок будет видеть перед собой наглядный пример - если родители не читают, бессмысленно упрекать ребенка отсутствием интереса к чтению.
Также зависимость от интернет-сёрфинга может свидетельствовать, особенно у школьников переходного возраста, о наличии психологических проблем - если ребенок не может себя проявить в школе, если дома разлад, он ищет среду, где мог бы реализоваться или просто забыть о своих проблемах. источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий